Изучение принципов алгоритмического программирования на языке Pascal



         

4. Манипуляции переменными в языке Pascal


Вычислительный процесс основан на манипуляции данными. Данные, используемые программе на алгоритмическом языке, хранятся в переменных. Каждая переменная языка Pascal имеет свой тип. Тип переменной определяет не только размер блока памяти, занимаемой переменной в компьютере, но и диапазон возможных значений, которые разрешается помещать в переменную заданного типа. При попытке поместить в переменную значение, недопустимое для её типа, происходит ошибка. В некоторых случаях с целью изменения типа значения проводится процедура преобразования (согласования, приведения) типа.

Каждая используемая в программе переменная должна быть объявлена в специальной секции var программы или подпрограммы. Объявление переменной означает указание её имени (идентификатора) и типа значения, содержащегося в ней.

Синтаксис объявления переменных выглядит следующим образом:

  <идентификатор_переменной1>:<тип1>;

  <идентификатор_переменной2>:<тип2>;

  …

  <идентификатор_переменнойn>:<типn>;

Если требуется объявить несколько переменных, имеющих один и тот же тип, допустимо перечислять через запятую их идентификаторы.

Например,

  flag: Boolean;

  X, Y: Integer;

  Radius, Length, Distance: Real;

 В пределах одной программы (подпрограммы) не может быть объявлено двух объектов, имеющих один и тот же идентификатор.

Алгоритмические языки программирования основаны на операции присвоения. Эта операция позволяет изменять значение переменной в явном виде. В самом общем случае операция присвоения имеет следующий вид:

<переменная> := <выражение>

Здесь под понятием «выражение» подразумевается результат арифметических, логических, символьных и иных вычислений, допустимый для переменной слева от знака присвоения. Выражением может быть:

-         константа (например, a:=-50);

-         переменная (например, b:=c);

-         арифметическое выражение (например, c:=a+d/2-e*4);




Содержание  Назад  Вперед